ПРОТОКОЛ публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

ПРОТОКОЛ

публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского
Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов»

 

 

21.12.2022                                                                                           Советский, 54
12.00                                                                                                     Большой зал

 

Присутствовали 42 человека:

Депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов, руководители и работники структурных подразделений администрации города, жители города Кемерово

 

Публичные слушания вел Андреев Юрий Александрович, Председатель Кемеровского городского Совета народных депутатов.

 

Повестка

 

1. О бюджете города Кемерово на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов

Докладчик: Викулова Ирина Юрьевна, начальник финансового управления города Кемерово

2. Выступления участников публичных слушаний

 

Перед началом публичных слушаний выступил председательствующий Ю.А. Андреев, который сообщил общее количество участников публичных слушаний, озвучил регламент публичных слушаний, огласил список зарегистрированных для выступления участников.

 

1. По вопросу «О бюджете города Кемерово на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов
» выступила Викулова Ирина Юрьевна, начальник финансового управления города Кемерово.

В начале своего выступления Ирина Юрьевна сообщила, что реализация бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации в настоящее время происходит в следующих экономических условиях.

В 2021 году завершался период нормализации бюджетной политики после острой фазы периода пандемии: по мере восстановления деловой активности
и повышения устойчивости социально-экономической системы – антиковидные программы завершались, акцент смещался на средне – долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны, а также
на ключевую задачу бюджетной политики – повышение благосостояния
и улучшения качества жизни граждан посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики.

В 2022 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с обострением геополитических противоречий. Введение беспрецендентных экономических и финансовых санкций западными странами в отношении Российской Федерации направлено, с одной стороны,
на дестабилизацию финансовой системы, а с другой стороны, на несение ущерба экономическому потенциалу страны вследствие разрыва устоявшихся хозяйственных связей.

В связи с этим, экономическая политика в настоящее время ориентирована на обеспечение финансовой и ценовой стабилизации при поддержке доходов уязвимых категорий граждан и перестройке хозяйственных связей
с минимальными потерями для потенциала развития и сохранением рабочих мест.

На формирование бюджетов всех уровней на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в новых экономических условиях влияет решение следующих основных задач создания устойчивых и предсказуемых экономических и финансовых условий:

1. Стабильный реальный курс рубля и структура цен в экономике.

2. Стабильная и низкая инфляция.

3. Стабильные налоговые условия.

4. Низкие процентные ставки по долгосрочным ресурсам.

Формирование проекта бюджета города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов происходит в новых экономических условиях, а бюджетная, долговая и налоговая политика города Кемерово будет обеспечивать преемственность курса предыдущих периодов и должна быть ориентирована
в первую очередь на обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012, от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», реализацию основных задач, определенных прогнозом социально – экономического развития города Кемерово на период до 2025 года, направленных на улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, сбалансированности бюджета, повышения прозрачности управления общественными финансами.

Ирина Юрьевна акцентировала внимание присутствующих на том, что для обеспечения экономической стабильности на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации принимается бюджет на трехлетний период. 

Для рассмотрения основных характеристик бюджета города на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов в Кемеровский городской Совет народных депутатов администрацией города представлены документы
и материалы, определенные положением «О бюджетном процессе в городе Кемерово», утвержденным постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.09.2007 № 173. Одновременно проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период был направлен в контрольно-счетную палату города Кемерово для подготовки заключения.

Викулова И.Ю. довела до сведения, что проект решения «О бюджете города Кемерово на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Положением «О бюджетном процессе в городе Кемерово» проект бюджета города рассматривается в двух чтениях. В первом чтении бюджет города (основные характеристики бюджета города Кемерово) рассмотрен на 19 заседании Кемеровского городского Совета народных депутатов и утвержден решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 25.11.2022 № 135.

При составлении проекта бюджета города Кемерово использовался консервативный метод формирования, с целью снижения риска несбалансированности бюджета.

Формирование доходной базы бюджета города на очередной финансовый 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе от 05.12.2022 № 466-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации  на 2023 год и на плановый период 2024
и 2025 годов, налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, Закона Кемеровской области – Кузбасса от 15.12.2022 № 145-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», прогноза социально-экономического развития города Кемерово, проекта бюджетного прогноза города Кемерово на долгосрочный период до 2026 года, основных направлениях бюджетной, долговой и налоговой политики города Кемерово на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Докладчик отметила, что доходная часть бюджета города Кемерово
на 2023 год ко 2 чтению предусмотрена в сумме 33 929 907,1 тыс. рублей.

Прогноз суммы доходов на 2023 год по сравнению с основными показателями, утвержденными в 1 чтении, увеличен в целом на 4 309 841,8 тыс. рублей, в том числе за счет:

  1. Увеличения налоговых доходов – на 24 100,0 тыс. рублей.
  2. Уменьшения неналоговых доходов – на 13 430,0 тыс. рублей.

Увеличения безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ всего 4 299 171,8 тыс. рублей, в том числе: в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – на 1 512 057,0 тыс. рублей, субсидий – 1 572 536,5 тыс. рублей, субвенций – 1 269 332,6 тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты уменьшаются – на 54 754,3 тыс. рублей.

Ирина Юрьевна доложила, что распределение источников доходов
в составе бюджета города на 2023 год представлено следующим образом:

  1. налоговые и неналоговые доходы составляют 9 415 410,0 тыс. рублей – 27,7 %;

2. дотации составляют 2 082 437,0 тыс. рублей – 6,1 %;

3. субсидии составляют 10 262 643,6 тыс. рублей – 30,2 %;

4. субвенции составляют 11 787 749,3 тыс. рублей – 34,8 %;

5. иные межбюджетные трансферты – 368 467,2 тыс. рублей –1,1 %;

6. прочие безвозмездные поступления составляют 13 200,0 тыс. рублей – 0,1 %.

Общая сумма доходов бюджета города Кемерово на 2024 год увеличивается на 2 191 268,2 тыс. рублей и составит 28 320 269,3 тыс. рублей,
в том числе:

- сумма налоговых и неналоговых доходов увеличивается на 57 700,0 тыс. рублей и составит 9 937 640,0 тыс. рублей (в том числе по налоговым увеличивается на 61 500,0 тыс. рублей, по неналоговым уменьшается на 3 800,0 тыс. рублей);

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации увеличиваются на 2 133 568,2 тыс. рублей и составят 18 366 479,3 тыс. рублей (дотации – «+» 213 556,0 тыс. рублей, субсидии –
«+» 678 922,0 тыс. рублей, субвенции – «+» 1 226 503,5 тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты – «+» 14 586,7 тыс. рублей);

- прочие безвозмездные поступления не изменятся и составят 16 150,0 тыс. рублей.

Общая сумма доходов бюджета города Кемерово на 2025 год увеличивается на 5 095 893,2 тыс. рублей и составит 27 084 852,1 тыс. рублей,
в том числе:

- сумма налоговых и неналоговых доходов увеличивается на 79 400,0 тыс. рублей и составит 10 518 740,0 тыс. рублей (в том числе по налоговым
на 70 500,0 тыс. рублей, по неналоговым – 8 900,0 тыс. рублей);

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации увеличиваются на 5 016 493,2 тыс. рублей и составят 16 565 312,1 тыс. рублей (дотации – «-» 349 783,0 тыс. рублей, субсидии –
«+» 4 155 393,0 тыс. рублей, субвенции – «+» 1 196 296,5 тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты – «+» 14 586,7 тыс. рублей);

- прочие безвозмездные поступления не изменятся и составят 800,0 тыс. рублей.

Ирина Юрьевна сделала акцент на ключевых моментах при формировании бюджета города Кемерово на 2023-2025 годы.

По налогам на совокупный доход:

применение в 2022-2026 годах льготных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) отдельными категориями налогоплательщиков (осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, в сфере информационных технологий) в соответствии
с Законами Кемеровской области – Кузбасса от 26.05.2022 № 55-ОЗ
«О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О  налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения», от 04.07.2022 № 67-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кемеровской области – Кузбасса в сфере налогообложения»;

установление на основании статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированного норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением УСН, в бюджет города в соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 15.12.2022 № 145-ОЗ на 2023 – 2024 годы в размере 0,47 процента (общий норматив отчислений в бюджет города 30,47%), на 2025 год – 0,43 процента (общий норматив отчислений в бюджет города 30,43%);

увеличение налоговых ставок единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с Законом Кемеровской области – Кузбасса
от 15.11.2021 № 114-ОЗ «Об установлении налоговых ставок единого сельскохозяйственного налога на территории Кемеровской области – Кузбасса» в 2022 году – 1 %, в 2023 году – 3%, в 2024 году – 5 %.

На территории города Кемерово в соответствии с Федеральным законом
от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2022 году проведена государственная кадастровая оценка земельных участков, которая будет применяться для начисления земельных платежей с 1 января 2023 года.

В соответствии с Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса от 03.11.2022 № 4-2/2263-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных
на территории Кемеровской области – Кузбасса.

Переоценка кадастровой стоимости на территории города проведена
в отношении 80,5 тыс. земельных участков. В целом кадастровая стоимость участков снижается с 283,6 млрд. рублей до 269,3 млрд. рублей или на 5%.

Результаты проведенной оценки использованы при расчете плана по земельным платежам ко 2-ому чтению проекта бюджета города Кемерово на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Снижение плановых показателей по земельным платежам по сравнению с 1 чтением составило 130 400,0 тыс. рублей, в том числе: по земельному налогу – 79 900,0 тыс. рублей, по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена - 50 500,0 тыс. рублей (арендная плата по данным главного администратора доходов - Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса).

План по земельному налогу на 2023 год рассчитан также с учетом  положений Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому
(п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ), в случае увеличения кадастровой стоимости в 2022 году, налогооблагаемая  база остается на уровне кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2022. Исключением является увеличение кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка: категории земель, разрешенного использования и т.д.

В случае снижения кадастровой стоимости земельных участков, применяется сниженная налоговая база.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.09.2022 устанавливается целевой характер использования экологических платежей.Указанное изменение направлено на реализацию положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21.04.2021, согласно которому экологические платежи необходимо направить «на ликвидацию объектов накопленного вреда
и оздоровление окружающей среды».

Согласно данному закону, к экологическим платежам относятся:

плата за негативное воздействие на окружающую среду;

штрафы за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;

платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований.

Использование вышеуказанных платежей, зачисляемых в местные бюджеты, согласно закону, должно осуществляться в соответствии
с бюджетным законодательством Российской Федерации, а также с планом мероприятий, направленным на предупреждение, выявление и ликвидацию загрязнения окружающей среды и природопользования. 

Сумма экологических платежей, учтенных в проекте бюджета на 2023-2025 годы, составляет 24 500,0 тыс. рублей ежегодно.

С целью сокращения дефицита бюджета города, объявлен мораторий
на установление налоговых льгот по уплате местных налогов в бюджет города
в 2023-2025 годах (земельный налог, налог на имущество физических лиц)
за исключением льгот, установленных Кемеровским городским Советом народных депутатов, принятых и официально опубликованных до 1 января 2023 года. План по налоговым и неналоговым доходам бюджета города Кемерово на 2023 год по сравнению с планом, рассчитанным к 1 чтению, увеличен на 10 670,0 тыс. рублей.

Докладчик отметила, что сумма поступлений налоговых доходов на 2023 год (2 чтение) увеличена на 24 100,0 тыс. рублей, из них:

- налог на доходы физических лиц увеличивается на 98 100,0 тыс. рублей (в связи с увеличением фактического поступления налога за 11 месяцев 2022 года, коэффициент роста к уровню прошлого года 1,16, а также в соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса
от 02.11.2022 № 719 «Об увеличении фондов оплаты труда работников государственных учреждений Кемеровской области – Кузбасса»); 

- акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, увеличиваются на 1 000,0 тыс. рублей
(в связи с увеличением фактического поступления налога за 11 месяцев 2022 года, коэффициент роста к уровню прошлого года 1,11);

- налог на имущество физических лиц увеличивается на 4 900,0 тыс. рублей (в связи с увеличением фактического поступления налога за 11 месяцев 2022 года, коэффициент роста к уровню прошлого года 1,13);

- земельный налог уменьшается на 79 900,0 тыс. рублей (в связи
с проведенной оценкой кадастровой стоимости земельных участков
и использованием результатов данной оценки для расчета плана по земельному налогу, с учетом положений Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ, согласно которым в случае увеличения кадастровой стоимости земельных участков применяется «старая» кадастровая стоимость, в случае снижения – применяется сниженная налоговая база).

Ирина Юрьевна акцентировала, что поступления неналоговых доходов уменьшаются на 13 430,0 тыс. рублей и составляют 788 710,0 тыс. рублей, в том числе:

- доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, налог уменьшаются на 50 500,0 тыс. рублей (в связи с проведенной оценкой кадастровой стоимости земельных участков и использованием результатов данной оценки для расчета плана по арендной плате за земельные участки (арендная плата рассчитана главным администратором доходов - Комитетом по управлению государственным имуществом Кузбасса);

- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, составляющего казну городских округов (за исключением земельных участков), увеличиваются на 35 800,0 тыс. рублей в связи с заключением нового договора аренды специализированного имущества с транспортным предприятием города –
АО «Кемеровская электротранспортная компания» (по данным главного администратора доходов – Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово);

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства увеличиваются на 1 500,0 тыс. рублей (за счет возмещения восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений – «+» 500,0 тыс. рублей, за счет возврата дебиторской задолженности – «+» 1 000,0 тыс. рублей);

- прочие неналоговые доходы уменьшаются на 230,0 тыс. рублей за счет инициативных платежей на реализацию проектов инициативного бюджетирования «Твой Кузбасс – твоя инициатива» в Кемеровской области – Кузбассе.

В налоговых доходах бюджета города на 2023 год наибольший удельный вес составляют: налог на доходы физических лиц – 72,7 %, налог, взимаемый
в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 13,4 %, земельный налог – 6,1 %. Три данных налога составляют 92,2 % от всех налоговых доходов, зачисляемых в бюджет города.

В структуре неналоговых доходов наибольший удельный вес: по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в собственности городских округов – 44,6 %, по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества – 28,9 %, доходы от реализации муниципального имущества – 8,8 %, по прочим доходам от использования муниципального имущества – 7,5 %. Данные доходы составляют 89,8 % от всех неналоговых доходов, планируемых к зачислению в бюджет города,
в 2023 году.

Ирина Юрьевна довела до сведения, что наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации занимают субвенции (в 2021 году – 49,8 %, оценка 2022 года – 40,7 %, в 2023 году – 48,1 %). К 2025 году удельный вес увеличивается до 70,7 %. Год от года в структуре безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации уменьшается удельный вес дотаций: в 2021 году – 21,2 %, оценка 2022 года – 14,3 %, в 2023 году –
8,5 %. К 2024 году удельный вес уменьшается до 3,1 %, на 2025 год сумма дотации не предусмотрена.

Викулова И.Ю. уточнила, общий объем расходов бюджета города на 2023 год предусмотрен в сумме 34 369,9 млн. руб., на 2024 год – 28 790,3 млн. руб., на 2025 год – 27 574,9 млн. руб. 

В расходах бюджета учтены средства на финансирование
24 муниципальных программ в объеме:

2023 год – 34 103,8 млн. рублей;

2024 год – 28 386,3 млн. рублей;

2025 год – 26 898,5 млн. рублей.

Доля расходов бюджета в рамках муниципальных программ составляет:
в 2023 году – 99,2 %, 2024 году – 98,6 %, 2025 году – 97,5 %.

Обсудили объем средств в рамках национальных проектов. Он составляет:

3 502,7 млн. руб. – на 2022 год (в том числе 3 251,0 млн. руб. ФБ, ОБ) – реализовано 6 национальных проектов;

2 726,7 млн. руб. – на 2023 год (в том числе 2 456,2 млн. руб. ФБ, ОБ) – планируется реализовать 6 национальных проектов.

Было отмечено, что на реализацию мероприятий в рамках непрограммных расходов на 2023 –2025 годы предусмотрены бюджетные ассигнования
на сумму 1 346 482,8 тыс. рублей.

Итогом слушаний стало то, что ко второму чтению увеличились доходная и расходная часть городского бюджета на 4 млрд 309 млн рублей. Доходы выросли в основном за счёт безвозмездных поступлений из регионального
и федерального бюджетов. Большая часть соответствующих средств увеличенной расходной части бюджета города Кемерово в 2023 году будет направлена на дополнительное финансирование: жилищно-коммунального хозяйства (2 млрд 529 млн руб.) и образование (1 млрд 684,9 млн руб.).

 

 

Вопросы депутатов:

Андреев Ю.А:

- с 1 декабря 2023 года принято решение о повышении оплаты труда на 6,3 процентов. Обеспечено ли принятое решение бюджетными средствами?

 

2. По данному документу зарегистрировались 4 человека

Вопросы выступающих:

 

Литвиненко А.И.:

- какой объем расходов предусмотрен на реализацию мероприятий в сфере транспортного обслуживания населения города Кемерово в сравнении
с исполнением текущего финансового года?

 

Каманин С.В:

- на протяжении ряда лет идет строительство объектов соцсферы. Как в свою очередь обеспечена поддержка действующей сети учреждений, требующих ремонта?

 

Романенко Т.В.:

- какой объем расходов предусмотрен на мероприятия в сфере малого
и среднего бизнес?

 

Лобанов М.М.:

- какой объем муниципального долга города Кемерово, в том числе каков в нем объем коммерческих кредитов? Сколько в решении о бюджете запланировано расходов на обслуживание муниципального долга?

 

РЕШЕНИЕ комиссии:

По итогам публичных слушаний поддержать проект решения городского Совета «О бюджете города Кемерово на 2023 год и на плановый период 2024
и 2025 годов» в целом.

Протокол подписали члены комиссии по организации и проведению публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «О бюджете города Кемерово на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

 

Сибиль К.В.       _____________________

 

Кондратьева Н.А. _____________________

 

Мулько Е.О.  _____________________

 

Давыденко О.Ю.  _____________________

 

 

Мы используем cookies для улучшения работы сайта, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на Я согласен, вы соглашаетесь с нашей политикой использования cookies. Вы можете прочитать нашу политику здесь