Протокол публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2023 год»

29.05.2024                                                                                                        Советский, 54

09.00                                                                                                                  Большой зал

 

Присутствовали 38 человек:

  • депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов,
  • руководители и работники структурных подразделений администрации города,
  • специалисты финансовых и экономических служб администрации города Кемерово,
  • представители СМИ,
  • жители города Кемерово

 

Публичные слушания вел Андреев Юрий Александрович, Председатель Кемеровского городского Совета народных депутатов.

 

На заседании присутствовала созданная для организации и проведения публичных слушаний комиссия:

 

Председатель комиссии:

 

Сибиль Кирилл Валерьевич,

заместитель Председателя Кемеровского городского Совета народных депутатов, председатель комитета по бюджету и развитию экономики

Секретарь комиссии:

 

Давыденко Оксана Юрьевна,

консультант-советник управления
по взаимодействию с Кемеровским городским Советом народных депутатов

Члены комиссии:

Кондратьева Наталья Анатольевна,

председатель контрольно-счётной палаты города Кемерово

Турукин Павел Сергеевич,

заместитель начальника управления по взаимодействию с Кемеровским городским Советом народных депутатов

 

Повестка

 

1. Об исполнении бюджета города Кемерово за 2023 год

Докладчик              Яковлева Наталья Сергеевна, заместитель начальника финансового управления города Кемерово

Содокладчик          Кондратьева Наталья Анатольевна, председатель контрольно-счетной палаты города Кемерово

 

2. Выступление участников публичных слушаний

 

1. По вопросу «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2023 год» выступила Яковлева Наталья Сергеевна, заместитель начальника финансового управления города Кемерово

В начале своего доклада Наталья Сергеевна отметила, что проект решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2023 год» разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Уставом города Кемерово, до начала рассмотрения отчета «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2023 год» контрольно-счетной палатой города Кемерово проведена внешняя проверка на предмет полноты и достоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета города Кемерово за 2023 год.

 

По результатам проверки дано заключение в соответствии с «Положением о бюджетном процессе в городе Кемерово» о достоверности показателей отчета об исполнении бюджета, о соответствии бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств данным, утвержденным решением о бюджете города. Отчет признан достоверным.

 

Получено уведомление от Министерства финансов Кузбасса от 8 апреля 2024 № 09-37/1219 о принятии годовой отчетности за 2023 год.

 

В установленном порядке проект решения направлен в прокуратуру города Кемерово, получено положительное заключение.

Докладчиком на рассмотрение был представлен проект решения «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2023 год». В соответствии с «Положением о бюджетном процессе в городе Кемерово», отдельными приложениями к проекту решения представлены следующие показатели:

  • доходов бюджета города Кемерово за 2023 год по кодам классификации доходов бюджетов;
  • ведомственной структуры расходов бюджета города Кемерово за 2023 год;
  • распределения бюджетных ассигнований бюджета города Кемерово по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов за 2023 год;
  • источников финансирования дефицита бюджета города Кемерово за 2023 год по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

 

Наталья Сергеевна отметила, что доходная часть бюджета города в 2023 году исполнена в сумме 37 013,3 млн. рублей, при уточненном плане 37 496,3 млн. рублей или 98,7 % (первоначальный план – 33 929,9 млн. рублей). В сравнении с 2022 годом поступление по доходам увеличилось на 856,9 млн. рублей (или на 2,4%).

 

Налоговых и неналоговых доходов поступило 10 307,8 млн. рублей или 100,5% от плана. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем поступлении доходов в 2023 году составляет 27,8 %, доля безвозмездных поступлений – 72,2 %.

 

В сравнении с 2022 годом поступление по налоговым и неналоговым доходам увеличилось на 1 228,7 млн. рублей или на 13,5 %, по безвозмездным поступлениям уменьшилось на 371,8 млн. рублей или на 1,4 %.

Поступление налоговых доходов по сравнению с 2022 годом увеличилось на 1 004,3 млн. рублей, или на 12,5 %.

 

Основное увеличение поступлений налоговых доходов сложилось за счет:

  •   налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - «+» 1 031,1 млн рублей;
  •   налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – «+» 80,9 млн. рублей;
  •   налога на имущество физических лиц – «+» 38,5 млн. рублей.

 

В связи с введением и реализацией работы механизмов Единого налогового счета (ЕНС) и Единого налогового платежа (ЕНП) в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 № 263-ФЗ положительная динамика поступления налоговых доходов к аналогичному периоду 2022 года начала складываться по итогам 2 квартала 2023 года – 105,1 %, в том числе по НДФЛ – 105,5 %. Данный рост был обеспечен, в том числе и принятием Федерального закона от 29.05.2023 № 196-ФЗ, предусматривающего приоритезацию определения принадлежности НДФЛ к ЕНП над другими налогами.

 

Также отмечено, что за 2023 год сохранился удельный вес налоговых и неналоговых доходов в структуре собственных доходов и составил 87,9 % и 12,1 % соответственно (в 2022 году – 88,7 % и 11,3 % соответственно).

Налоговых доходов в 2023 году поступило 9 058,7 млн. рублей.

 

В общем объеме налоговых поступлений наибольший удельный вес занимают:

  • налог на доходы физических лиц – 74,4 %;
  • налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 13,1 %;
  • земельный налог – 5,5 %;
  • налог на имущество физических лиц – 3,2 %.

 

Доля остальных видов налогов составляет 3,8 %.

В 2023 году получено неналоговых доходов в сумме 1 249,1 млн. рублей.

 

В общем объеме неналоговых поступлений наибольший удельный вес составляют:

  • арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды – 34,4 %;
  • доходы от сдачи в аренду имущества – 19,3 %;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 11,8 %;
  • прочие неналоговые доходы – 8,8 %;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета города – 8,6 %;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба – 8,2 %;

 

Остальные неналоговые доходы составляют 8,9 %.

 

Акцентировано внимание на том, что в 2023 году город Кемерово среди восьми городов Сибирского федерального округа с численностью населения свыше 500 тыс. человек занял 1 место по доходам бюджета на одного жителя (67 375,06 рублей), по темпу роста налоговых доходов к 2022 году – 3 место. По налоговым и неналоговым доходам город Кемерово сохранил 4 позицию в рейтинге Сибирского федерального округа (как и в 2022 году), однако сумма на одного жителя по сравнению с 2022 годом выросла на 2 200,82 рублей и составила 18 763,22 рублей.

 

Докладчик подробно рассказала о безвозмездных поступлениях. В 2023 году безвозмездные поступления получены в сумме 26 705,5 млн. рублей, план – 27 236,5 млн. рублей (98,1 % от плана), из них:

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступили в сумме 26 707,1 млн. рублей (или 98,2 % от плана).

 

Дотации бюджету города поступили в полном объеме в сумме 3 213,2 млн. рублей (12,0 % от общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), в том числе:

  • на выравнивание бюджетной обеспеченности – 2 213,2 млн. рублей (8,3 % от общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  • на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов – 945,7 млн. рублей (3,5 % от общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  • за достижение показателей деятельности органов местного самоуправления – 2,0 млн. рублей;
  • прочие дотации (на стимулирование применения на территориях муниципальных образований специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» – 52,3 млн. рублей).

 

Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступили в сумме 10 657,3 млн. рублей (39,9 % от общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), при плановых назначениях 10 980,9 млн. рублей или 97,1 % от плана.

 

Наибольший удельный вес в общем объеме субсидий, полученных из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств города Кемерово по вопросам местного значения, составляют субсидии на:

  • строительство инженерных сетей и автомобильных дорог для развития застроенных территорий Центрального района города Кемерово (32,7 %);
  • проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений (23,6 %);
  • обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях строительства объектов жилищного и социального назначения (10,9 %);
  • реализацию мероприятий в рамках программы «Формирования современной городской среды» (9,5 %);
  • строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных организаций (5,9 %);
  • приобретение пассажирского транспорта для муниципальных нужд (3,7 %);
  • строительство и реконструкцию объектов систем водоснабжения и водоотведения (3,7 %);
  • организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (3,2 %);
  • остальные субсидии - 6,8 %.

 

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для выполнения передаваемых полномочий поступили в сумме 12 474,2 млн. рублей (46,7% от общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), при плановых назначениях – 12 621,1 млн. рублей или 98,8 % от плана. Наибольший удельный вес в общем объеме субвенций, полученных из областного бюджета, составляют субвенции на:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования детей в муниципальных общеобразовательных и дошкольных организациях (54,0 %);
  • компенсацию (возмещение) выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и организаций, осуществляющих реализацию твердого топлива, сжиженного газа, возникающих при применении льготных цен (тарифов) (25,3 %);
  • социальное обслуживание граждан, достигших возраста 18 лет, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, за исключением государственного полномочия по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в государственных организациях социального обслуживания (5,4%);
  • обеспечение мер социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта в соответствии с Законом Кемеровской области от 28 декабря 2016 года № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта» (2,7 %);
  • остальные субвенции – 12,6 %.

 

Иные межбюджетные трансферты поступили в сумме 362,4 млн. рублей (1,4 % от общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), при плановых назначениях – 374,2 млн. рублей или 96,8 % от плана. Наибольший удельный вес в общем объеме иных межбюджетных трансфертов занимают трансферты:

  • на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (77,2 %);
  • на внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек (22,6 %);
  • иные межбюджетные трансферты (0,2 %).

 

Прочие безвозмездные поступления поступили в сумме 46,1 млн. рублей, при плановых назначениях 46,6 млн. рублей, или 98,9 % от плана, в том числе:

  • средства, поступившие в рамках соглашений о социально–экономическом партнерстве;
  • спонсорские средства на организацию и проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню шахтера;
  • средства, полученные от заинтересованных лиц, собственников жилых помещений многоквартирных домов, в рамках реализации программы «Формирование современной городской среды» (5 % от стоимости ремонта дворовых территорий).

 

Доходы бюджета от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий прошлых лет составили 0,9 млн. рублей.

 

Возвраты остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета города составили «-» 48,6 млн. рублей.

 

Наталья Сергеевна в своем докладе подробно остановилась на особенности исполнения доходной части бюджета города Кемерово.

 

Положительными моментами при исполнении доходной части бюджета города Кемерово в 2023 году являются:

  • Увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города по сравнению с 2022 годом на 13,5 %.
  • Сокращение задолженности по налоговым и неналоговым платежам на 184,8 млн. рублей (в том числе по налоговым на 87,5 млн. рублей, неналоговым на 97,3 млн. рублей). В результате претензионно-исковой работы по погашению задолженности по действующим договорам аренды муниципального имущества и земельных участков в 2023 году в бюджет города поступило 155,3 млн. рублей.

 

Однако в 2023 году фактором, который оказывает отрицательное влияние на поступление налоговых доходов: по земельному налогу остается возврат денежных средств на расчетные счета налогоплательщиков в связи с пересмотром и оспариванием кадастровой стоимости земельных участков; ограничение применения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2022 № 67-ФЗ, согласно которому применяется наименьшая кадастровая стоимость земельных участков.

 

Яковлева Н.С. рассказала, что к серьезным проблемам бюджета города, связанным с введением ЕНС и ЕНП, относились: неравномерность поступления доходов в бюджет города, сложность в текущем планировании и анализе поступающих в бюджет налоговых доходов, а также безакцептное списание денежных средств с единого счета местного бюджета.

 

Были обозначены задачи налоговой политики бюджета города Кемерово на 2024 год:

  • проведение мероприятий, направленных на легализацию
  • предпринимательской деятельности;
  • совершенствование методов администрирования доходов;
  • обеспечение высокого уровня собираемости налогов, направленных на сокращение недоимки по налогам и сборам в бюджет;
  • расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам;
  • легализация объектов налогообложения;
  • эффективное использование муниципальной собственности;
  • обеспечение мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности по платежам в бюджет;
  • мораторий на установление льгот по уплате местных налогов и сборов в бюджет города;
  • проведение оценки налоговых расходов (налоговых льгот).

 

В 2023 году бюджет города по расходам исполнен в сумме 36 812,9 млн. рублей при уточненном плане 37 696,3 млн. рублей или на 97,7 %. Первоначальный план 34 369,9 млн. руб. меньше уточненного на 326,4 млн. руб.

 

В сравнении с 2022 годом расходы увеличились на 1 063,1 млн. рублей или на 3,0 %, уровень исполнения увеличился на 0,7 %.

 

За 2023 год произошло увеличение фонда оплаты труда:

  • с 1 января 2023 года на 6,3 % работникам муниципальных учреждений (в соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 2 ноября 2022 № 719);
  • с 1 сентября 2023 года на 10 % отдельным категориям работников муниципальных учреждений, педагогическим работникам в учреждениях физической культуры и спорта (в соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 14 сентября 2023 № 590);
  • с 1 декабря 2023 года на 10 % работникам муниципальных учреждений, за исключением отдельных категорий работников, повышение оплаты труда которых осуществляется в соответствии с указами Президента РФ (в соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 17 ноября 2023 № 751).

 

Расходы бюджета на выполнение полномочий местного значения составили 24 338,7 млн. рублей, или 66,1 % в общих расходах бюджета, на выполнение делегированных полномочий (межбюджетные трансферты, за исключением дотаций) 12 474,2 млн. рублей, или 33,9 %.

 

Исполнение делегированных полномочий осуществлялось по 7 разделам из 11: «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Культура, кинематография», «Социальная политика», «Физическая культура и спорт».

 

В целях исполнения местных полномочий на оплату труда и начисления на оплату труда направлено 5 235,2 млн. рублей, на оплату коммунальных услуг – 830,4 млн. рублей, или 58,6 % от налоговых, неналоговых и прочих безвозмездных поступлений.

 

Также была обозначена структура расходов бюджета в 2023 году. Наибольший удельный вес составляют расходы на образование – 37,2 % и далее:

  • жилищно-коммунальное хозяйство – 23,7 %,
  • национальную экономику – 25,3 %,
  • социальную политику – 5,5 %,  
  • общегосударственные вопросы – 4,6 %,
  • физическую культуру и спорт – 1,8 %,
  • культуру, кинематографию – 1,6 %,
  • национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 0,2 %,
  • менее 1 %: обслуживание государственного и муниципального долга, средства массовой информации, охрана окружающей среды – 0,1 %.

 

Было отмечено, что по состоянию на 1 января 2024 в городе Кемерово функционируют 3 органа местного самоуправления и 300 муниципальных учреждений, в том числе:

  • 197 бюджетных учреждений;
  • 97 автономных учреждений;
  • 6 казенных учреждений.

 

Наталья Сергеевна подробно рассказала о муниципальных программах. В 2023 году из бюджета города направлено бюджетное финансирование на реализацию 24 муниципальных программ. Доля расходов в рамках программ составила 99,5 %.

 

Муниципальные программы исполнены в сумме 36 637,0 млн. рублей, или 97,6 % от уточненного плана программных расходов, что на 1 043,7 млн. рублей больше фактического исполнения за 2022 год (35 593,3 млн. рублей – 2022г.).

 

Докладчик также рассказала депутатам о том, что в 2023 году на реализацию национальных проектов направлено 3 089,2 млн. рублей при уточненном плане 3 155,5 млн. рублей или на 97,9 % (фактическое исполнение за 2022 год – 3 405,8 млн. рублей)

 

Реализация национальных проектов за 2023 год сложилась следующим образом:

Наибольший удельный вес составляют расходы на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги» – 70,8 % и далее:

  • Жилье и городская среда – 26,6 %,
  • Демография – 1,9 %,
  • Экология – 0,4 %,
  • Образование – 0,2 %,
  • Культура – 0,1 %.

 

В целях обеспечения программно-целевых методов планирования, доля расходов, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета составила 99,5 % в 2023 году. Непрограммное направление расходов бюджета города за 2023 год составило 0,5 %. (в 2022 году доля расходов, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета составила 99,6 %).

 

Были обозначены задачи бюджетной политики города Кемерово на 2024 год:

  • обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города;
  • безусловное выполнение социальных обязательств;
  • мероприятия по оптимизации бюджетных расходов;
  • повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений;
  • совершенствование управления исполнением бюджета города;
  • обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса;
  • обеспечение преемственности курса предыдущего планового периода на обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации в соответствии с Указами от 7 мая 2018 № 204 и от 21 июля 2020 № 474;
  • реализация основных задач, определенных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27 декабря 2019 № 294 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Кемерово до 2035 года».

 

Акцентировано внимание на том, что в течение 2023 года на территории города Кемерово планомерно велась работа по сохранению объема муниципального долга на безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, удешевлению стоимости обслуживания долговых обязательств, а также сохранению позиции в группе муниципальных образований с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего. Муниципальное образование город Кемерово, согласно утвержденному Приказу Министерства финансов Кузбасса от 19 сентября 2023 № 141 относится к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

 

Бюджет города Кемерово за 2023 год исполнен с профицитом в сумме 200,4 млн. рублей.

 

По состоянию на 1 января 2024 года сумма муниципального долга составила 3 788,0 млн. рублей (к прошлому году «-» 192,6 млн. рублей за счет уплаты бюджетного кредита по графику – 146,8 млн. рублей, частично досрочного гашения – 45,8 млн. рублей).

 

С 2022 года качественно поменялась структура муниципального долга, коммерческие кредиты были полностью замещены бюджетными. В 2023 году коммерческие кредиты также не привлекались.

 

Отсутствие кредитов кредитных организаций в структуре внутреннего муниципального долга города Кемерово способствует значительному сокращению расходов на обслуживание долговых обязательств. Расходы на обслуживание муниципального долга в 2023 году к уровню 2022 года сократились на 71,2 млн. рублей.

 

За 2023 год произведены заимствования со счетов учреждений в размере 2 570,0 млн. рублей, данная сумма по состоянию на 1 января 2024 полностью возвращена. Экономический эффект от управления остатками на казначейских счетах и их временного заимствования для покрытия кассовых разрывов составил 14,5 млн. рублей.

 

Докладчиком были определены задачи долговой политики города Кемерово на 2024 год:

  • формирование оптимальной структуры муниципального долга;
  • поддержание экономически обоснованного объема муниципального долга для сохранения позиции в группе муниципальных образований Кузбасса с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего;
  • обеспечение своевременного и равномерного исполнения и обслуживания долговых обязательств города Кемерово;
  • обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности бюджета города перед областным бюджетом по бюджетным кредитам;
  • поддержание параметров муниципального долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

В конце своего доклада Наталья Сергеевна отметила, что в общем исполнение бюджета города в 2023 году составило по:

  • доходам в сумме 37 013,3 млн. рублей;
  • расходам в сумме 36 812,9 млн. рублей.
  • профицит бюджета – 200,4 млн. рублей.

 

Вопросы:

Сибиль К.В.:

  • какой объем расходов капитального характера освоен в 2023 году?

Яковлева Н.С.:

  • объем капитальных расходов в 2023 году составил 9 730,3 млн. рублей (более 26% в общем объеме расходов бюджета города) или 96% от запланированного объема (10 167,0 млн. руб.).

По сравнению с 2022 годом абсолютный объем расходов капитального характера увеличился на 194,8 млн. рублей.

 

2. По данному документу выступающие не зарегистрировались. Никто из присутствующих не изъявил желание дополнительно выступить по заявленному вопросу.

 

РЕШЕНИЕ комиссии:

По итогам публичных слушаний поддержать проект решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2023 год» в целом.

Протокол подписали члены комиссии по организации и проведению публичных слушаний по проекту решения Кемеровского городского Совета народных депутатов «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2023 год».

 

 

Сибиль К.В.          _____________

 

Турукин П.С.     ___________

 

Кондратьева Н.А.  _________

 

 Давыденко О.Ю.  _________

Мы используем cookies для улучшения работы сайта, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на Я согласен, вы соглашаетесь с нашей политикой использования cookies. Вы можете прочитать нашу политику здесь